Опытный дизайнер хорошо знаком с этими инструментами и применяет их сознательно и к месту. Если на данный момент и существуют главные вещи, с которых нужно начинать обучение графическому дизайну, то это именно они.

Уже одно только осознание и выделение этих принципов в своих работах может повысить как качественные так и количественные показатели в работе дизайнера.

Форма

Форма – это то что видит человек в первые доли секунд и лишь спустя какое-то время наш мозг передаёт информацию о цвете, текстуре, шрифтах и прочей более сложной информации.

Форма – один из фундаментальных инструментов графического дизайна. О них я уже не раз говорил в своём блоге.

Иоханес Иттен выделяет три основных геометрических формы, а остальные согласно его классификации являются производными.

Согласно Иттену каждой форме соответствует некоторый цвет. По его мнению базовыми формами являются квадрат, треугольник и круг. Есть и второстепенные, производные от этих трёх форм.

Квадрат в древнем Египте являлся иерглифом для обозначения «поля».

Ему, как более материальному и тяжёлому, соответствует агрессивный красный цвет. К производным квадрата можно отнести все прямоугольники, меандр, крест и другие формы с параллельными пересекающимися линиями.

Формы объектов и соответствующие им цвета
Формы объектов и соответствующие им цвета

Треугольник это символ мысли.

Легковесному треугольнику соответствует яркий жёлтый цвет. Все производные треугольника – это ромбы, трапеции и зигзаги носят его характер.

Круг как символ духовности.

Для круга характерно постоянное движение и ему больше подходит синий цвет. Все округлые и волнообразные формы являются производными круга.

Для трапеции больше походит оранжевый цвет, зелёному цвету сферический треугольник, а эллипс согласуется с фиолетовым.

И если в вашей композиции какой-то цвет преобладает, то можно удвоить впечатление добавив соответствующую ему форму.

Цвет

Различные цветовые сочетания способны передавать эмоции, чувства, настроения.

Чтобы эффективно работать с цветом необходимо знать какие бывают цветовые модели и в каких случаях нужно их использовать. Как подобрать полноценную гармоничную цветовую палитру?

Цветовые сочетания
Некоторые цветовые ассоциации из книги Марты Гилл “Цветовая гармония – естественные цвета”

Из того что нужно знать дизайнеру о цветовых моделях: CMYK и RGB – это то что нужно освоить в первую очередь.

Текстура

Для того чтобы выделить главное, необходимо использовать различные приёмы и средства визуальной коммуникации. Текстуры являются хорошим инструментом в арсенале опытного графического дизайнера.

текстуры различных материалов и сред

С помощью текстур можно передать информацию о температуре, объёме, качестве и других свойствах материала.

Пространство

Казалось бы куда оно может деться? Но неправильное отношение к рабочему пространству может испортить любую работу.

использование пространства

Рабочая среда требует к себе особого подхода. Есть несколько правил для начинающих дизайнеров, которыми нельзя пренебрегать.

Дальневосточная философия утверждает что именно пространство первично по отношению к форме. Как говорит одиннадцатый афоризм Лао Цзы «только наличие пустоты внутри горшка делает его сосудом». Ведь если убрать его внутреннее пространство, то останется лишь кусок глины.

Типографика

Шрифт на данный момент это не просто текст – он передаёт настроение и настраивает читателя на нужный лад.

Шрифт должен восприниматься естественно и легко, а этого непросто добиться.

Человеческий глаз стремится воспринимать окружающие предметы с некоторым искажением, которое мы привыкли называть оптическими иллюзиями.

Оптические иллюзии один из главных инструментов на службе типографики, который нельзя отбрасывать. Вот самые явные примеры которые Эмиль Рудер приводит в своей книге «Типографика»:

Оптические иллюзии на службе типографики

Геометрически ровный квадрат кажется ниже по высоте.

оптические иллюзии в дизайне и типографике
Слева правильный квадрат, а справа вытянутый вверх.

При точном разделении объекта на две равные части, нижняя часть кажется меньшей.

Вертикальная полоса расположенная горизонтально кажется толще, чем такая-же расположенная горизонтально. Её утолщает сила тяжести с которой мы привыкли иметь дело повседневно.

Чёрный квадрат в уменьшении выглядит как круглая точка.

Геометрически правильная окружность выглядит вытянутой в стороны.

Две правильных полуокружности в S-образной связке выглядят неестественно. Они образуют излом на стыка (Вывод: Буква S не может быть получена геометрически из двух правильных секторов)

Полуокружность переходит в две параллельные линии. При этом стык выглядит неестественным и следовательно, букву U нельзя получить подобным образом.

Два одинаковых круга, расположенные в различных местах вызывают различные ощущения. Круг вверху поля кажется лёгким как воздушный шар, в то время как круг расположенный в нижней части выглядит тяжёлым и грузным.

Равносторонний треугольник расположенный как пирамида выглядит устойчивым, а перевёрнутый смотрится наоборот нестабильным.

Белый квадрат на чёрном фоне выглядит крупнее чёрного, такого-же размера, расположенного на белом фоне.

Параллельные линии расположенные вертикально удлиняют фигуру вверх, а расположенные горизонтально делают фигуру визуально шире.

Эти оптические нюансы лежат в основе создания и построения шрифтов.

Иерархия

Для того чтобы качественно подать информацию необходимо расставлять акценты подавая информацию “порционно”. Сначала главная мысль, затем второстепенная и лишь потом более детальная.

Наиболее эффективной и рабочей схемой, которая используется на сайтах, и в полиграфии является структура из заголовка, подзаголовка и собственно контента. Эта структура которую можно заметить на сайтах, в полиграфии – плакаты, листовки, журналы, газеты и прочие рекламные материалы.

Заголовок несёт главную мысль, иногда призыв к действию. Подзаголовок вносит ясность и уточняет, а информационный блок рассказывает о деталях.

Соблюдение иерархии не просто тренд, это необходимость в борьбе с конкуренцией в современных жёстких рыночных условиях.

Одним из способов структурирования в дизайне является модульная сетка.

Модульная сетка

Одной лишь только иерархии маловато для того чтобы получить качественный дизайн. В помощь дизайнеру древние греки придумали “модуль”.

Построение дизайна на основе модуля позволяет придать макетам структурность и целостность.

варианты модульной сетки
Иллюстрация из книги Владимира Лаптева “Типографика: порядок и хаус.”

Йозеф Мюллер-Брокман не первый кто придумал и начал применять модульную сетку, но он активнее других призывал структурировать дизайн с помощью модульных систем. Он выступал за идею функциональности графического дизайна и выработал свой геометрический стиль на основе швейцарского.

— —

Использованная литература:

  • Ян Чихольд «Облик книги»
  • Эмиль Рудер «Типографика»
  • Марта Гилл «Гармония цвета – естественные цвета»
  • Владимир Лаптев “Типографика: порядок и хаус”.

 

 

 

 

 

Visited 417 times, 1 visit(s) today